Известный украинский режиссер Александр Макаров сотрудничал со всеми ТОП-каналами (среди самых популярных проектов - «Война Миров. Ревизор против шефа» для «Нового канала» и «Большие танцы» для «Интера»), работал над клипами для популярных артистов (канал М1). А недавно Александр вернулся из Голливуда, где снял пилот собственного проекта English Only (по словам режиссера, это обошлось ему всего в… 700 долларов).
Успех ТВ-проекта или фильма зависит не только от бюджетов, но и от профессионализма режиссера – и его же умения договариваться. Для этого нужно учиться и развиваться буквально каждый день. О тонкостях съемочного процесса, источниках вдохновения и о том, где получать новые знания - Александр Макаров рассказал в интервью для Star City.
Что Вас больше вдохновляет на работу? Для кого-то лучше творить в состоянии влюбленности, для кого-то – в моменты депрессии.
Я люблю оба своих состояния – и депрессию, и влюбленность. Было бы скучно жить, если бы звучали одни только мажорные ноты.
Как отличить хорошего режиссера от плохого?
Я бы не стал делить режиссеров на плохих и хороших: здесь очень тонкая грань. Скорее, есть новички и более опытные режиссеры. В одной из моих любимых книг о кино («101 Урок, который я выучил в киношколе») есть глава, в которой говорится об этих отличиях. Забавно, что все эти отличия уместились на одной крошечной странице, хотя в реальной жизни между ними лежит целая пропасть. И забвение.
Каким должен быть хороший фильм или ТВ-проект?
Я не ставлю на одну полку кино и телевидение. Не все понимают разницу, но для меня она очевидна – я не смотрю телевизор. Но после сеанса в кинотеатре люблю слушать «из-за угла», что зрители говорят о просмотренном фильме. Это мое увлечение. Если фильм людям нравится, они так и говорят – хороший фильм, растягивая второе «о». Выражение «коммерчески прибыльный» понять гораздо проще, чем плохой и хороший.
Что должен уметь хороший режиссер?
Есть у меня старший товарищ – знаменитый советский режиссер Олейник Сергей Андреевич. Он подарил мне немало ценных советов и во многом скорректировал мой режиссерский курс. В день, когда мы познакомились, без лишних церемоний, Сергей Андреевич усадил меня в кресло на своей кухне и задал вопрос, который меня поставил в тупик: «Что такое режиссура?». Вопрос настолько прост и сложен одновременно, что на него сразу и не ответишь. Тогда я промямлил что-то про знание жизни, людей, технологий и все это сопровождалось словом «как бы». Мой старший товарищ остановил меня и сказал: «Режиссура – это практическая психология». И знаете, это чистая правда. Режиссер должен, в первую очередь, разбираться в психологии и применять ее в своей работе. Понимать, почему тот или иной персонаж должен вести себя именно так в определенной ситуации. На мой взгляд, для режиссера важнее разбираться в психологии, чем в VFX-технологиях и съемочном оборудовании.
Какие технические навыки важны? Что нужно уметь?
Это моя библия кинематографа – нужно уметь монтировать и разбираться в спецэффектах, в том числе и в анимации. Но, пожалуй, самое важное – освоить еще несколько профессий так же хорошо, как и профессию режиссера.
Я давно обратил внимание, что успеха в кино добиваются люди, у которых режиссура стоит как бы на втором месте. Но только «как бы». Например, мой любимый Джеймс Кэмерон большую часть своей жизни посвящает науке и подводным исследованиям - и это очень глубоко и красиво проявляется в его фильмах. Оливер Стоун – настоящий ветеран Вьетнама, разочарованный государственным мироустройством, в своих фильмах борется с прогнившей системой. Или, скажем, новая звезда Джеймс Ганн – режиссер двух частей, пожалуй, самого крышесносящего фантастического семейного комедийного комикс-боевика «Стражи галактики». Студия Марвел приняла судьбоносное решение посадить его в режиссерское кресло, потому как Джеймс... помешан на животных. У него живут несколько собак, кошки, а главное – Енот.
Можно ли научиться режиссуре? Где?
Всему можно научиться, если есть желание и страсть. А без страсти ничего не получится. Я из тех людей, которые верят, что учиться делать кино нужно не в киношколе. Увы. Я понял, что кинообразование в классическом его понимании - это система, которую нужно кормить за чей-то счет. Когда я жил в США, то получил два гранта на обучение в двух самых престижных киношколах Лос-Анджелеса и… не стал там учиться. Более того, меня отговорили от этого сами же преподаватели, которые там работают. Один из них мне сказал, что лучше потратить эти деньги на свой фильм. Так я и сделал - снял пилот комедийного сериала English Only для FOX, потратив два года, чтобы разобраться в тонкостях и технологиях. Мой совет будущим режиссерам – не идите в киношколу. Читайте умные книги, учите технологии (монтаж, анимацию, цветокоррекцию, операторское искусство и сценарное мастерство), ну а самое главное – собирайте команду, берите в руки камеру и снимайте свое кино.
Какие существуют этапы работы над фильмом или ТВ-проектом? Насколько это длительный проект?
Много есть этапов, но самых главных — три: препродакшн, продакшн и постпродакшн. Производство кино - это долгий, но часто мучительно приятный процесс. К примеру, «Аватар» снимался 7 лет, «Отрочество» - целых двадцать лет. Среднее время производства стандартного Голливудского блокбастера типа «Форсаж» занимает два с небольшим года.
От чего приходится отказываться, чем жертвовать, чтобы сделать действительно толковый проект?
Самое болезненное, но чему необходимо научиться, это отказываться от красивых кадров, которые тебе лично близки и дороги, но которые не двигают сюжет фильма вперед.
Насколько Вы самокритичны к своей работе? Перфекционизм для режиссера - это хорошо или плохо?
Я был перфекционистом до недавнего времени, но понял, что это, скорее, плохо, чем хорошо. И почерпнул я это качество у Джеймса Кэмерона. Да, да – у самого коммерчески успешного режиссера наших дней. Можно бесконечно выстраивать кадр и стремиться к абсолютному идеалу, а фильм при этом не смотрится. На мой взгляд, главное – быть понятым и, чтобы твой фильм смотрелся, и лучше, что бы он смотрелся по многу раз. Во многих блокбастерах присутствует много недоделок и косяков по кеингу и ротоскопингу, но кто об этом знает? Необходимо осознать, что вся красота природы и всего задуманного в том, что ничто не идеально.
Нужно ли браться за проекты, у которых заведомо слабая идея?
Нужно, ведь часто именно в этом твой шанс проявить себя. Не каждому под силу превратить слабую идею в сильную. Отличный вызов, как по мне.
Съемки - процесс изнурительный: где Вы находите силы и мотивацию?
Вы правы, но я не ищу силы и мотивацию. Съемочная площадка – единственное место в мире, где я чувствую себя счастливым.
Какие сложные вопросы приходится решать во время съемок (актер не приехал, локацию нужно срочно менять)?
Все, что угодно. В том числе – заболел и не приехал главный герой или героиня. Я всегда готов к сюрпризам и отношусь к проблемам, как к упражнению. Может, поэтому это случается регулярно? Помню, когда я снимал свой первый клип для группы THESMILE, на локацию заброшенного дома приехал хозяин и запретил нам снимать, потому как решил, что его обманули. Сказали, что будут снимать кино, а снимали клип. Главное, что тогда я смог с ним договориться, причем без денег и рукоприкладства.
Что помогает восстановить силы? Есть ли у Вас хобби?
Я очень люблю путешествовать, готовить в ресторане и писать музыку. Это мне помогает взглянуть на вещи иначе, разбудить страсть и почувствовать, что я могу идти дальше.
На какой вопрос Вы хотели бы ответить, но Вам его не задают?
Есть вопрос, на который я не стал бы отвечать, но мне его не задают. И не спрашивайте меня, что это за вопрос!